Shunbun no hi – один из самых древних японских праздников, хотя официально отмечается лишь с 1878 года. Национальным выходным же как «День любви к природе и восхищения всем живым» он стал после Второй мировой войны. Своим происхождением он обязан синтоистским традициям празднования сезонных изменений и буддистским традициям почитания культа предков.
Shunbun – четвёртый сезон весны, один из двадцати четырех сезонов, на которые в древней Японии делился год. Другое название – Higan no chunichi (Средний день недели Higan) – у праздника появилось в результате того, что этот день по буддистским обычаям выпадает на середину недели Higan. Согласно буддистским верованиям, существует два мира, разделенных рекой: земной мир, полный страстей, желаний и страданий, находящийся на востоке, и потусторонний мир – мир Будды, мир просветленных, расположенный на западе. И цель всей жизни заключается в том, чтобы преодолеть свои страсти и перейти с одного берега на другой – в мир Higan (буквально – «Другой берег»). Обряды, совершаемые во время Higan, призваны помочь душам усопших перейти из мира «смятения и беспорядка» в мир «просветления». И только в семь коротких дней Higan ушедшие могут пересечь реку и услышать слова своих близких.
На всем протяжении недели Higan родственники собираются вместе, навещают могилы и приводят их в порядок, приносят цветы, заказывают службы в церковных храмах, приводят в порядок домашние алтари и всей семьей выражают благодарность умершим родственникам. До эпохи Мэйдзи (1868–1912) этот праздник был направлен только на почитание предков императора, но впоследствии стал всеобщим праздником поклонения предкам всех людей.
O-hagi
Для душ усопших же принято оставлять специальное угощение, важными атрибутами которого традиционно считаются bota-mochi или, как их еще называют, o-hagi - специальные рисовые шарики, завернутые в тесто из красных бобов, приправленные сахаром. Сама традиция была установлена принцем Сётоку Тайси (593– 621) еще в период Асука. Считалось, что красный цвет бобов azuki обладает магическим действием против несчастий, и с древних времен они применялись в лечебных целях, а также использовались в религиозных обрядах. Тогда же во время церемоний поклонения умершим предкам было принято подносить bota-mochi в знак благодарности.
После дня весеннего равноденствия обязательно приходит весеннее тепло, как бы холодно ни было до этого. Поэтому в Японии говорят: «Жара и холод до Higan», имея в виду, что к моменту прихода Higan смягчаются и жара (во время осеннего равноденствия), и холод (во время весеннего равноденствия), и наступает прекрасное время года. Именно в Shunbun no hi на юге Японии начинает цвести сакура. Кроме служб, которые проводятся в буддистских храмах, в день Весеннего равноденствия обязательно устраиваются какие-нибудь народные празднества в разных японских городах.
Часто в этот день готовят вегетарианский суп Kenchin jiru.
Внимание! Приглашаю к сотрудничеству! Вы можете помочь с созданием сайта. Если Вы можете выложить на этой странице какие-либо материалы о Японии, пишите мне на почту:
shkola-aiko@yandex.ru На эту же почту присылайте и комментарии, и пожелания. С нетерпением жду ваших писем! Заранее огромное Вам спасибо!
Кстати, нас еще очень-очень мало. В самом низу страницы Вы видите статистику посещения данной страницы. Пригласите на сайт своих друзей! Давайте учиться и отдыхать вместе!