Воины на государственной службе, высокого или невысокого ранга, должны быть всегда бережливыми и стараться не сорить деньгами.
Что касается воинов, получающих жалованье, то даже если они на чем-то и «пролетят», но быстро изменят свое настроение и мышление и будут экономить везде, где только смогут, упрощая некоторые свои дела, то в скором времени они восстановят свои финансы. Это потому, что у них имеются сбережения.
Если воины менее высокого положения подражают лицам более знатным, понапрасну соря деньгами, то поскольку они не имеют никаких запасов, тратя все на удовлетворение всех своих желаний, то не имеет значения, сколько они сэкономят, они все равно не смогут расплатиться. В конце концов, они понесут огромные убытки и разорятся.
Индивидуальные доходы — дело частное, но те, кто находится на государственной или общественной службе, должны жить по стандартам своих коллег, что неминуемо требует определенных затрат. В этих условиях, если кто-нибудь разоряется и вследствие этого оказывается вовлеченным во всевозможные махинации и интриги, говоря то, что не следует говорить, и делая то, что не следует делать, таким образом приобретая скверную репутацию, — это следствие нерешенных финансовых проблем.
По этой причине надо начинать с полной осведомленности о своих финансовых делах и с самого начала жить в рамках своих средств, избегая пустых трат, даже самых малых, расходуя деньги только на обязательные нужды. В этом и есть основная суть бережливости.
Но есть еще кое-что, что должно быть усвоено. Когда вы привыкли экономить, не любите транжирить деньги и нацелены на сбережения и экономию во всем, вы быстро восстановите свои финансы и станете даже более богатым, чем были раньше. Но если при этом вы станете скупым и жадным, пренебрегающим в конечном счете своими обязанностями и службой, так как все, о чем вы думаете, — это преумножение денег, то все это затем выливается в крайне неприятное свойство, называемое скряжничеством.
Подобное может случиться с крестьянами и горожанами, но воина-скрягу окружающие просто презирают. Это происходит потому, что тот, кто считает ниже своего достоинства тратить деньги даже на серьезные цели, а таких довольно много в мире, наверняка не сможет легко отдать свою единственную жизнь. Вот почему древние говорили, что скряга — это второе имя труса.
Болтовня и критиканство
Полными идиотами считают тех воинов, которые хвастают, и тех, которые занимаются критиканством; они кажутся похожими, но следует понимать, что они очень разные.
Поясняю. Среди воинов старшего поколения было несколько таких, кто погубил свою заслуженную в боях репутацию неумеренным бахвальством. Даже среди знаменосцев сегуна встречались хвастуны. В те времена были горстки воинов, известных как болтуны, в феодальных поместьях практически в каждом уезде.
Эти болтуны отличились во времена военной службы и к тому же полностью соответствовали нормам кодекса воинов; в мирное время преуспеть в профессиональном и социальном плане им мешали упрямство и настырность, не позволяющие служить или выступать в роли советника. Жалованье и положение не соответствовали их заслуженной великолепной репутации, поэтому у них развилось наплевательское отношение ко всему; они высказывали все, что хотели, и всякий раз, когда хотели. А так как их господа и высшие советники игнорировали этих служак, как перешедших все рамки приличия, болтуны становились все более несдержанными, высказываясь о людских достоинствах и недостатках безапелляционно и не извиняясь, бахвалясь до конца своих дней.
Что до сегодняшних хвастунов» то они даже никогда не надевали военные доспехи, и всякий раз, когда они оказываются вместе со своими закадычными друзьями, начинают ругать управление хозяйством своего господина или осуждать личную политику руководства; и кроме того, распространяют сплетни о своих хозяевах и коллегах. Люди, подобные им — глупцы, считающие, что они одни умники. Они резко отличаются от хвастунов старых времен. Их бы следовало назвать скорее очернителями или пустомелями.
Вассалы
Воин, который получает жалованье от сюзерена за службу, не может полностью выполнять свои обязанности, пока считает, что его тело и жизнь принадлежат ему самому.
Поясню. Различаются две категории людей, несущих службу во владении господина. Слуги низкого ранга и свита заняты день и ночь и усердно работают, но это не означает, что они готовы пожертвовать своей жизнью в интересах господина. Поэтому, если они нерешительны на поле боя, в этом нет ничего недостойного для них. Их можно назвать наемными работниками, которые продают только свое тело, свой труд.
Рыцарь, напротив, посвящает службе свою единственную жизнь. Так как владение лорда изначально представляет собой воинский лагерь, в случае возможной опасности каждый хозяин поместья предоставляет воинское ополчение в соответствии со своим статусом.
Например, барон с поместьем в 100 000 коку официально обязан поставить отряд из 170 всадников, 60 пеших лучников, 350 пехотинцев с ружьями, 150 улан и 20 знаменосцев. Число дополнительного персонала сверх официальной заявки зависит от возможностей и желания командира.
Когда это ополчение уходит на место сражения, достаточное количество мужчин должно остаться в поместье, чтобы охранять замок и предотвратить его окружение и осаду. Поэтому определенное число воинов, хотя иногда и больше, чем требуется, остается в замке. Среди них могут оказаться люди с врожденными физическими недостатками или те, кому, похоже, недостает решимости; но к ним относятся снисходительно и им доверены все наследственные права и полномочия.
Следовательно, как вассал, кто-то может допускать особые отношения со своим хозяином, единственным для него среди всех лордов уездов и провинций Японии. Даже если вы получаете небольшое жалованье в 100 коку, за 10 лет это составит 1000 коку риса. Итак, если вы соберете весь рис, который получила ваша семья за десятилетия со времени еще ваших предков и до ваших дней, какой же огромной будет эта сумма?
Когда приходит время расплатиться за эту господскую благодать, если вы только исполняете свои обычные обязанности в охране, эскорте или служа порученцем — в мирное время такая работа называется «слоняться и бить баклуши», — вашу службу едва ли можно назвать выдающейся.
Но однажды может сложиться критическая ситуация. Сущность службы воина — держать свои соображения при себе, призывая Бога войны в свидетели, что вы не заставите других делать то, что должны и можете сделать сами — идти первым в атаку, или возглавить осаду, или руководить арьергардом при возможном отступлении, или, в зависимости от своего ранга, встать на пути вражеских стрел, летящих в вашего господина или командира, или стоять насмерть и умереть героической смертью в неравном бою.
Безотносительно к чему-либо, раз вы постигли эту сущность своей службы, ваше тело и ваша жизнь уже не принадлежат вам. Так как вы никогда не знаете когда понадобитесь своему господину, вы должны более тщательно следить за собой, избегая пагубных привычек, таких как обжорство, пьянство и неразборчивость в половых связях.
Не считайте подходящей для себя смерть в домашней постели, сторонитесь ссоры, в которой вы убьете своих товарищей и потеряете свою жизнь, — вы должны избегать такого рода нелояльного и безответственного поведения.
Чтобы избежать этого, лучше всего не высказываться необдуманно. Возражения появляются во время беседы, и если однажды возникнет спор, дело обязательно дойдет до взаимных оскорблений.
Когда два несдержанных воина доходят до обмена оскорблениями, это неизбежно приводит к стычке. Поэтому преданный и добросовестный воин, или кто-либо еще, кого можно назвать здравомыслящим и интеллигентным человеком, это тот, кто проявляет полное понимание, постоянно сдерживает себя и с самого начала спора уклоняется от возможной ссоры, напоминая себе, что его тело и жизнь уже принадлежат сюзерену.